Девиация и принцип ее списывания
Чувствительный элемент магнитного компаса определяет курс вертолета не от магнитного меридиана, а от направления результирующей ЯР, образующейся в результате сложения горизонтальных составляющих магнитного поля Земли Я и магнитного поля вертолета Я в. Собственное магнитное поле вертолета создается ферромагнитными массами вертолета и его работающим электро — и радиооборудованием.
Ферромагнитные массы по магнитным свойствам можно условно разделить на твердое и мягкое железо. Твердое железо длительное время сохраняет полученную намагниченность и создает
постоянное магнитное поле вертолета, не зависящее от курса вертолета. Мягкое железо не имеет остаточного магнетизма. Оно намагничивается пропорционально напряженности магнитного поля. Магнитное поле мягкого железа меняет свою полярность и напряженность при разворотах вертолета.
Результирующее магнитное поле Нв, действующее на чувствительный элемент компаса, можно_ предста^ить_ как сумму сил Я, А’у В С’, 25′, Ег
(рис. 2.14).
Сила Н — горизонтальная составляющая магнитного поля Земли, направлена по магнитному меридиану и девиации не создает.
Сила А’ создается мягким железом, направлена перпендикулярно к магнитному меридиану и вызывает постоянную девиацию (риа 2.15, а).
Сила В’ создается твердым железом, направлена по продольной оси вертолета и вызывает полукруговую девиацию (рис. 2.15^6).
Сила С’ создается также твердым железом, направлена под углом 90° к силе В Создает тоже полукруговую девиацию (рис. 2.15, в).
Сила D’ создается мягким железом. Она направлена относительно магнитного меридиана под углом двойного магнитного курса вертолета и вызывает четвертную девиацию (рис. 2.15, г).
Сила Е’ создается также мягким железом, направлена перпендикулярно к силе D’ и вызывает четвертную девиацию (рис. 2.15, <?).
Суммарная девиация, вызываемая действием всех названных сил, выражается следующей приближенной формулой:
Дк=А + В sin МК+ С cos МК+D sin 2МК + Е cos 2МК, (2.6)
где А, В, С, D, Е — приближенные коэффициенты, характеризующие величину девиации, создаваемой соответствующими силами. Численно каждый из них равен максимальной девиации в градусах, создаваемой соответствующими силами.
Для повышения точности определения курса по компасу необходимо периодически определять и устранять девиацию, т. е. выполнять девиациониые работы.
Для определения и устранения постоянной девиации вертолет последовательно устанавливается на компасные курсы, кратные 45°: 0,45, 90, 135° и т. д. На этих курсах с помощью девиационного пеленгатора или теодолита с магнитной буссолью определяется магнитный курс вертолета и величина девиации по формуле Ак = МК —КК.
Определение фактического магнитного курса может выполняться пеленгацией продольной оси вертолета и по курсовым углам пеленгуемых ориентиров (КУО) с использованием зависимости МК = МПО —КУО.
Для определения девиации компасный курс на КС «Гребень» отсчитывается по указателю контрольно-проверочной аппаратуры (КПА), на КС ГМК-1А — по указателю на коррекционном механизме.
Приближенные коэффициенты девиации рассчитываются по формулам:
Ак0 + Ак4б АК90 + Ак, Я5 + Ак,80 4- ДК22б Ч — АК;70 + АКз1б ^ 8
Д — Д
D_ К90 К270 .
2
г___ АК0 ~ Ак, ео .
Г) АК,-. ^ Ак» Ак31, .
4
р __ ДК„ ~ АКВ0 + АК18о ~ Ак.,0
Постоянная девиация (установочная ошибка) устраняется разворотом индукционного датчика на величину А (по ходу часовой
стрелки при положительном значении А, против хода часовой стрелки при отрицательном).
Устранение полукруговой девиации производится на компасных курсах 0 и 90°. После установки вертолета на компасный курс 0° винтами С и Ю компенсатора девиации на коррекционном механизме КС «Гребень-1» (винтом С — Ю девиационного прибора) доводятся показания указателя до ККиспр = ККнач — С, где ККнач — показания указателя до компенсации.
На компасном курсе 90° аналогичным образом компенсируется коэффициент В с использованием регулировочных винтов В и 3 компенсатора девиации (винта В — 3 девиационного прибора). Показания указателя курса доводятся до значения ККиспр= = ККнач — в.
Для устранения девиации на КС «Гребень-1» со знаком плюс пользуются винтами Ю и В, со знаком минус — винтами С и 3.
Четвертная (остаточная) девиация определяется и компенсируется на 24 курсах, кратных 15°. Устранение четвертной девиации осуществляется лекальным устройством коррекционного механизма, имеющим 24 регулировочных винта. Вращением соответствующего курсу регулировочного винта показания указателя курса доводятся до значений фактического магнитного курса.
Девиационные работы на совмещенных компасах заключаются в компенсации полукруговой и установочной ошибки и составлении графика остаточной девиации.
Для определения и компенсации полукруговой девиации вертолет устанавливается последовательно на магнитные курсы 0, 90, 180, 270° с точностью до ±2°. На курсе 0° вращением винта С — Ю девиационного прибора показания совмещенного магнитного компаса доводятся до значения фактического магнитного курса, на курсе 90° вращением винта 3 — В девиационного прибора показания компаса также доводятся до фактического магнитного курса. На курсах 180 и 270° девиация доводится соответствующими винтами до половинного значения.
Установочная ошибка компенсируется поворотом корпуса совмещенного магнитного компаса на величину
где Дк180 и Дк270 — исправленные девиации на курсе 180 и 270°.
Остаточная девиация определяется при установке вертолета на курсы, кратные 15°.
Полученные значения наносятся на бланк и осредняются плавной кривой (рис. 2-16), являющейся графиком остаточной девиации.
Девиационные работы на магнитных компасах и курсовых системах выполняются в соответствии с инструкцией при работающих двигателях и включенном электрорадиооборудовании. Они выполняются одновременно на всех компасах под руководством
штурмана подразделения при участии экипажа и специалиста инженерно-авиационной службы. Результаты девиационных работ заносятся в протокол, который хранится в формуляре вертолета.